Владислав Третьяк.
В наши дни невозможно представить вратаря без хоккейной экипировки, защищающей голкипера. Однако в начале истории хоккея вратари играли без наиважнейшего оборудования – хоккейного шлема и маски.
До середины двадцатого века хоккейные вратари постоянно получали травмы головы и ссадины. Однако они считались лишь естественной частью игры. И до создания первых масок вратари играли в высокой стойке, далекой по своему виду от современного стиля «баттерфляй».
В 1927 году Элизабет Грэм – вратарь женской команды Королевского университета канадского города Кингстон – впервые стала использовать в качестве защиты маску для фехтования.
На Олимпийских играх 1936 года в немецком Гармиш-Партенкирхене японец Тейджи Хонма вышел в маске, похожей на маску бейсболистов-кетчеров. Хонма сильно опасался за состояние своих очков во время матчей.
Начиная с 1950 годов, голкиперы стали надевать защитные шлемы, но лица вратарей еще оставались незащищенными от шайб.
В 1954 г. вратарям НХЛ разработали хоккейные маски, которые изготавливались из прозрачного пластика. Однако начальные тесты выявили существенный недостаток – в такой маске практически нечем было дышать, а стекло сразу становилось запотевшим.
С ходом времени скорость полета шайбы стала возрастать. Начало использованию маски в хоккее положил вратарь «Монреаль Канадиенс» Жак Плант – шестикратный обладатель Кубка Стэнли и семикратный лауреат «Везина Трофи» – приза лучшему стражу ворот сезона в НХЛ.
В матче 1 ноября 1959 года после броска нападающего «Нью-Йорк Рейнджерс» Энди Батгейта шайба сломала Планту нос и порвала щеку. Жак удалился в раздевалку, где ему оперативно наложили швы. Жак категорически отказался вернуться на арену, если ему не разрешат надеть на игру самодельную маску. Эта маска была сделана из стекловолокна и очень плотно прилегала к лицу. Своим решением Жак Плант начал повсеместное внедрение масок во время матчей. Однако ему пришлось столкнуться постоянными нападками коллег и даже тренера. А болельщики и представители СМИ постоянно подтрунивали, придумывая Жаку разные клички. Самая безобидная из которых – «Цыпленок» (значение английского слова «Chicken» - трус).
Формы для пластиковых масок изготавливались из глиняного слепка головы вратаря. Сверху на него накладывалась стеклоткань и с помощью специальной смолы закреплялась. На высохшем изделии вырезали отверстия для глаз и вентиляции. Часто маска делалась плетеной, чтобы вратарю не было душно.
Тони Эспозито – один из сильнейших вратарей Северной Америки – стал автором важного улучшения: он дополнил защитной сеткой стандартную пластиковую маску.
Последним из голкиперов, кто играл без маски, был вратарь «Питтсбурга» Энди Браун. К 1974 году он остался единственным вратарем НХЛ, так и не надевшим маску.
Благодаря знаменитой Суперсерии 1972 года между сборными Советского Союза и Канады в Америке появилась принципиально новая конструкция маски вратаря.
Виктор Коноваленко – двукратный олимпийский чемпион – долгие годы играл в классической «плетенке». А его юный преемник на должности вратаря номер один в сборной СССР Владислав Третьяк выходил на лед в кардинально новой амуниции.
Третьяк был одет в стандартный хоккейный шлем, к которому была прикреплена защитная решетка. Канадцы назвали эту маску «птичьей клеткой». Советский страж ворот предпочитал дугообразному виду проволочной сетки, но постепенно стала популярна прямая решетка.
В маске с прямой решеткой на протяжении тридцати лет выступал вратарь Доминик Гашек.
На данный момент заключительным этапом развития хоккейной маски считается создание гибридного шлема, автором которого считают канадца Дэйва Драйдена. В 1977 году он удалил у своей пластиковой маски, закрывающей всю голову, лицевую часть и на этом месте разместил защитную проволочную сетку.
Так был создан шлем, наиболее похожий на тот, в который экипируется большинство современных хоккейных вратарей.